Особенности квеста и перформанса, их отличия

Слово «перфоманс» пришло из английского лексикона, переводится как «исполнение чего-то», «выступление», «представление». В классическом варианте оно используется для мероприятий, шоу, связанных каким-то образом с театральными постановками, действиями. Одной из основополагающих составляющих перфоманса являются творческие способности, таланты. Это может быть игра актера, пение, хореографические композиции и т.д. Слово performance в среде шоу-бизнеса пользуется популярностью. Может показаться странным его использование в организации квестов, где необходимы мыслительные процессы, логические решения, разгадывание головоломок.

Рост популярности квестов привел к формированию жесткой конкуренции в этой сфере бизнеса. Появилась необходимость постоянного обновления предложений, поиска нестандартных приемов, необычных решений. Многие участники квестов чувствуют себя главными героями кинофильма. Желание развить эти ощущения, позволить почувствовать их полной мере, максимально приблизить это развлечение к настоящему кино и стало идеей для создания российского перфоманса. Включение актеров в традиционный квест привело к кардинальной смене формата, претерпела определенные изменения и концепция его прохождения.

Начало игры в обоих вариантах идентичное. Перед перфомансом, как и в квесте, собравшаяся команда получает инструктаж. Участникам рассказывается легенда, объясняющая, где окажутся герои, что именно им предстоит сделать. Есть перфомансы, отличающиеся от обычного квеста на первом этапе. В них участники сразу встречаются с загримированным актером, определенным персонажем будущих действий, который вводит их в курс дела. После инструктажа герои включаются в игру. В перфомансе действие обязательно проходит в нескольких помещениях.

Тематика развлечения, цели участников могут быть различными. Игроки могут оказывать помощь местному населению, попавшему в беду, искать выход из убежища маньяка, предотвращать вселенскую катастрофу и др. В каждой комнате их ждут головоломки, которые придется разгадывать. В квесте загадки используются для развития сюжета, его завершения. В перфомансе у них нет такого предназначения. Головоломки нужны лишь для того чтобы остановить участников, продлить время их пребывания в помещении для обеспечения максимально ярких впечатлений от шоу. Есть перфомансы, в которых нет загадок, все развлечение максимально приближено к экшену. Но их сложность достаточно высокая, не уступающая эскейп-румам. Требуется сообразительность, смекалка для достижения цели. В перфомансах широко используются световые, звуковые эффекты для полного погружения в атмосферу жанра.

Основополагающим моментом является игра актеров. Встречи с ними участников ожидают на каждом этапе. Наибольшей популярностью пользуются перфомансы, созданные по тематике фильмов ужасов. Героям предстоит борьба с привидениями, маньяками, зомби и т.п. Можно выбрать развлечения в нейтральной тематике, есть и варианты для детей, подростков. Но таких предложений немного. Неудивительно, что «страшилки» пользуются самым высоким спросом. Пребывание в атмосфере злых сил, постоянной угрозы вызывает самые сильные эмоции. В обыденной жизни человек нечасто сталкивается со страхом, прохождение перфоманса позволяет сполна ощутить все его воздействия.

В вариантах с тематикой ужасов самые сильные впечатления игроки обычно получают при первой встрече с загримированным актером. Во время прохождения испытаний эта концепция поддерживается, участники поочередно проходят комнаты, решая головоломки, взаимодействуя с персонажами. В перфомансе может задействоваться один актер или труппа из 3-4 человек и более. Персонажей в сценарии может быть намного больше. Один актер в таких случаях играет несколько ролей. Взаимодействие участников друг с другом, профессиональными актерами превращает игру в полноценное шоу, постепенно раскрывающее сюжет, обеспечивающее действию театральность.

Первоначально актеры в перфомансе использовались для обеспечения ощущения реальности происходящего. Основное внимание уделялось тактильным ощущениям, добавляющим яркости. Функции актеров постепенно расширялись. Теперь они не просто прибавляют натуральности, а принимают активное участие. Персонажи перемещаются, готовят для игроков различные ловушки, или, напротив, оказывают помощь. Во многих вариантов актерам разрешается общаться, разговаривать с участниками. Это убирает всякие границы для импровизации, что делает развитие игры непредсказуемым, более интересным.

Режим игроки могут выбирать по своему желанию. Варианты «лайт» предпочитают люди, желающие принять участие в красивом шоу, полностью подчиняться правилам, предусмотренным в сюжете. В режиме «хард» выше степень реальности событий, так как организаторы перфоманса, актеры могут с участниками делать все, что угодно в пределах разумного. Можно выбрать даже «хард с болью», если хочется острых ощущений. Все эти режимы характерны для перфомансов, построенных на тематике ужасов.

Вышеизложенные описания позволяют понять, почему именно это слово было выбрано для названия жанра. Игроки не просто проходят квест, они становятся полноценными участниками шоу. Перфоманс выбирают люди, которым не хочется главной целью делать разминку для головного мозга. Это развлечение предоставляет возможность получить массу эмоций, которых недостает в обычной жизни. Они могут бегать, кричать, полностью избавиться от скопления ненужной, негативной энергетики. Совсем недавно главными вариантами квестов являлись эскейп-румы. Теперь же активно растет количество перформансов.

Любители квестов разделились на две категории. Одна отдает предпочтение стандартному варианту. Эти почитатели приходят на квесты с друзьями, семьей для того чтобы напрячь мозг, натренировать логику, сообразительность, полюбоваться декорациями. Вторая категория предпочитает перфомансы, обеспечивающие максимальные эмоции. Побывав на квестах с актерами, они уже не могут удовлетвориться традиционным вариантом.

Этот жанр появился сравнительно недавно, но стремительно развивается. Перфомансы постоянно пополняются новыми локациями, нестандартными спецэффектами, инновационными фишками. Многие квесты максимально приближены к театральному действию. Но основной целью игры является создание особой психологической атмосферы, позволяющей участникам полностью оторваться от реальности, получить желаемые эмоции.